Программа соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроена по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
Программа сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости, соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
При организации образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Модель воспитательно-образовательного процесса, реализуемая в МДОУ предусматривает две составляющие:
ü совместная деятельность взрослого и детей (непосредственно организованная образовательная деятельность и режимные процессы);
ü самостоятельная деятельность дошкольников.
Непосредственно организованная образовательная деятельность и режимные моменты организуется педагогами МДОУ с позиций партнёрского взаимодействия, что обеспечивается: включённостью воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольным присоединением детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободным общением и перемещением детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытостью временного конца деятельности (каждый ребёнок «работает» в своём темпе).
Образовательный процесс осуществляется с использованием форм работы с воспитанниками, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности для них является игра. Следовательно, непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Основу организации образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей.
Каждая тема реализуется педагогами МДОУ через разнообразные виды детской деятельности. Выбранная тема выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. В рамках содержания изучаемой темы интегрируются цели и задачи из разнообразных образовательных областей, которые, обогащая и дополняя одна другую, способствуют формированию в сознании ребёнка целостной картины мира.
В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положено блочно – тематическое планирование, отражающее природно – климатические, социокультурные особенности республики Карелия. Такое планирование обеспечивает:
- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и реализации блоков плана;
- поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы;
- технологичность работы педагогов по реализации Программы;
- разнообразие форм подготовки и реализации тем блочного планирования;
- возможность реализации принципа построения программы «по спирали» (концентрический принцип), или от простого к сложному (основная часть тем блочного планирования повторяется в следующем возрастном периоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком);
- выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в тему и подготовку к ней родителей (законных представителей) воспитанников).
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы МДОУ являются темы, которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к явлениям нравственной жизни, окружающей природе, миру искусства и литературы, традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям, событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка, сезонным явлениям, народной культуре и традициям России и Карелии, что отражено в Рабочих программах МДОУ по учебным курсам.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
При использовании комплексно-тематического планирования учитывается следующее:
- количество тем самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу, и может быть, как сокращено, так и увеличено;
- указанные темы могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса праздниками или событиями;
- формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;
- формы работы по подготовке и реализации темы детей 3-5 лет могут быть использованы и при подготовке к теме для детей 5-7 лет (например, чтение, беседы, разучивание стихотворений по теме и т.п.);
- одной теме уделяется не менее одной недели (оптимальный период);
- тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе в центрах развития.
Таким образом, задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с психологическим сопровождением.