Полезные ссылки

РК госуслуги 

logo

 

положение к конкурсу

 горизонт

 

Официальная страница с результатами

 

независимой оценки качества оказания

 

услуг организациями

http://bus.gov.ru/pub/independentRating/list

931027f2178128706d80c30e70d4c962  -295x  doc-8483-ph-gallery-8523-original


банер опека 1

min

pmss

obraz

  LnvL73cVC8

Администрация Петрозаводского городского округа

бан

Готовность детей к школьному обучению

gotovnost-detej-k-shkolnomu-obucheniyuНа сегодняшний день проблема психологической готовности ребенка к школе является значимой и актуальной. Как правило, выделяют 3 вида готовности: интеллектуальная, мотивационная и волевая.

 

 

Понятие ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ готовности включает в себя, в первую очередь, уровень развития мышления ребенка. К концу дошкольного возраста у детей активно происходит процесс развития понятийного мышления, должны появляться предпонятия, основанные на эмпирических обобщениях. К моменту поступления в школу необходимо, что бы у ребенка сформировались способности: выделять ключевые признаки в наглядно-образном плане, составлять целое из элементов и разложить на части целое в плане восприятия.

Одну из ведущих ролей в готовности ребенка к школе играет развитие МОТИВАЦИОННО - ПОТРЕБНОСТНОЙ сферы. К концу дошкольного возраста на первый план начинает выступать  социальный мотив, необходимый для успешного обучения в школе. У ребенка появляется потребность занять позицию ученика. Он стремится к выполнению значимой деятельности – учебной, познает новую систему взаимоотношений со взрослыми. Формируется особо важное качество – произвольность.  В связи с этим особого внимания взрослых требуют доминантные мотивы ребенка. В качестве адекватных у детей, готовящихся к поступлению в школу должны выступать: учебный и познавательный, к  неадекватным мотивам при поступлении в школу относятся: общение со сверстниками,  игровой мотив,  мотив ориентации на внешние признаки учебной деятельности (атрибуты школьника: ранец, пенал, форма). Как правило, большинство детей старшего дошкольного возраста испытывают желание идти в школу. Поэтому родители считают, что мотивационная готовность у ребенка сформировалась. Однако это не всегда так. К шести-семи годам школа для ребенка выступает, как символ взрослости. Если развитие ребенка происходит в нормальных, здоровых условиях, у него благополучные взаимоотношения  с родителями, которым он стремится подражать, то для такого ребенка стать взрослым – актуальная цель. А школа приближает его к этой цели. Взрослым, отвечающим за воспитание, необходимо различать желание ребенка ПОЙТИ в школу и УЧИТЬСЯ в школе. Т. к. желание учиться формируется гораздо сложнее. Большое значение здесь имеют слова и поступки взрослых. Если ребенок слышит от родителей, об их личном отрицательном опыте посещения школы, что в школе скучно, не интересно, ни чему нужному не научат, то стремление стать школьником у ребенка пропадает. Таким образом, как бы ребенок хорошо ни умел читать, считать и писать, он не сможет хорошо учиться, если у него отсутствует желание получать новые знания благодаря посещению школьных занятий.

ВОЛЕВАЯ готовность представляет собой способность действовать в соответствии с правилами. Для успешного школьного обучения необходимы следующие умения: сознательно подчинять свои действия правилам, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.

Для формирования готовности к школьному обучению взрослым необходимо акцентировать внимание ребенка на изменение его позиции: он практически школьник, а значит и требования, предъявляемые к нему, становятся более высокими, ему следует вести себя более серьезно, обдуманно. Поэтому с раннего возраста родителям необходимо обращать внимание на деятельность ребенка. Достижения, совершенные им правильные поступки, исправление ошибок совместными усилиями, принесут ребенку радость и уверенность в собственных силах. В подобной долговременной и кропотливой работе, не дающей мгновенных результатов, формируется ощущение радости от побед и преодоления препятствий, которое станет тем фундаментом, на котором будет основываться стремление достижения успеха в учебной деятельности.

Необходимо уделять внимание развитию произвольности поведения дошкольника, сформированости его психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения, а так же развитию речи, словарного запаса, мелкой моторики.
Кроме того, стоит обратить внимание на развитие эмоций и чувств детей, развитие навыков общения, умение устанавливать контакт со сверстниками, проявлять взаимоуважение и внимание. Для того чтобы привыкание к школе у ребенка проходило успешно, необходимо еще до момента поступления сформировать у него те качества характера, которые помогут ему установить контакт со взрослыми и сверстниками.

Автор статьи педагог-психолог: Лихачёва В. Д.


Список используемой литературы:
1.    Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения  дошкольника при подготовке к школьному обучению. / Т. В. Ананьева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 96 С.
2.    Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 144 С.
3.    Чивикова Н. Ю. Как подготовить ребенка к школе. / Н. Ю. Чивикова. – М.: Рольф, 2001. 208 С.