Полезные ссылки

РК госуслуги 

logo

 

положение к конкурсу

 горизонт

 

Официальная страница с результатами

 

независимой оценки качества оказания

 

услуг организациями

http://bus.gov.ru/pub/independentRating/list

931027f2178128706d80c30e70d4c962  -295x  doc-8483-ph-gallery-8523-original


банер опека 1

min

pmss

obraz

  LnvL73cVC8

Администрация Петрозаводского городского округа

бан

Принципы педагогической оценки развития детей

55Планируемые результаты освоения детьми Программы подразделяются на промежуточные и итоговые.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми Программы включают интегративные качества ребёнка, которые он приобретает в результате освоения программы. Таким образом, итоговый результат можно представить в виде портрета «выпускника».


Ребёнок, успешно освоивший Программу – это ребёнок, качества которого можно охарактеризовать следующим образом:

Физические:

  • Здоровый – обладающий хорошим здоровьем (имеет соответствующие возрасту антропометрические показатели, относительно устойчив к инфекциям, не имеет хронических заболеваний и т.д.);
  • Физически развитый – имеющий сформированные основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые).

Интеллектуальные:

  • Коммуникативный – свободно общающийся со взрослыми и сверстниками, способный выражать свои намерения и чувства с помощью лингвистических и паралингвистических средств (свобода общения предполагает практическое овладение ребёнком нормами русской речи);
  • Сообразительный – способный решать интеллектуальные и личностные проблемы (задачи), адекватные возрасту;
  • Любознательный – проявляющий интерес ко всему новому и непонятному;
  • Креативный (фантазёр и выдумщик) – воображающий, придумывающий, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности (например, в рамках продуктивной деятельности – к созданию нового образа в рисунке, лепке, аппликации; в рамках конструктивной – к созданию новой конструкции; в рамках физического развития – к созданию нового движения и др.). Креативность распространяется и на способы деятельности, выражается в поисках разных способов решения одной и той же задачи;
  • Книголюб – любитель чтения (слушания) книг;
  • Осведомлённый – обладающий кругозором, адекватным возрасту, представлениями о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: наличием познавательных и социальных мотивов учения; умением фантазировать, воображать, работать по образцу и правилу, обобщать, слушать взрослого и выполнять его инструкции; умением общаться со взрослыми и сверстниками;
  • Внимательный – способный воспринимать и делать что-либо сосредоточенно.

Личностные:

  • Ориентированный на сотрудничество – способный участвовать в общих делах, совместных действиях деятельности с другими детьми и взрослыми;
  • Жизнерадостный – не унывающий, во всём видящий для себя что-то хорошее и радостное;
  • Инициативный – не ожидающий, что взрослый или другие дети предложат ему какое-то занятие или организуют с ним игру; проявляющий самостоятельность в принятии решений, совершении поступков, деятельности;
  • Активный – принимающий живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
  • Самостоятельный – способный без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находящий способы и средства реализации собственного замысла;
  • Волевой (адекватно возрасту) – способный к волевой, произвольной регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат данному слову, обещанию, общепринятым нормам;
  • Чувствующий прекрасное – способный воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусство;
  • Дружелюбный – приязненно расположенный к людям;
  • Эмоционально отзывчивый – легко откликающийся на эмоции других людей, сочувствующий, сопереживающий и содействующий им;
  • Аккуратный – опрятный, владеющий культурно-гигиеническими навыками, содержащий в порядке личные вещи, игрушки;
  • Воспитанный – умеющий хорошо себя вести (в соответствии с общепринятыми нормами и правилами) адекватно возрасту;
  • Толерантный – способный мириться, уживаться с тем, что отличается, непохожее, непривычно (например, с мнением человека с недостатками физического развития, с людьми других национальностей);
  • Осторожный – проявляющий разумную осторожность в незнакомой обстановке, общении с незнакомыми людьми, выполняющий выработанные обществом правила поведения;
  • Уверенный в себе – имеющий адекватную самооценку (в дошкольном возрасте по норме самооценка ребёнка несколько завышена, так как у него должно быть сформировано положительное представление о себе и о своих возможностях;
  • Настойчивый - проявляющий упорство в достижении результата своей деятельности;
  • Терпеливый – способный сохранять выдержку в ожидании результата деятельности в течении длительного времени;
  • Правдивый – говорящий правду в ситуациях реального жизненного взаимодействия;
  • Чувствующий свою гендерную, семейную, гражданскую принадлежность – испытывающий чувство общности с людьми своего пола, членами своей семьи, гражданами своей страны, способствующее пониманию своего места в жизни;
  • Совестливый – понимающий разницу между «хорошими» и «плохими» поступками, получающий удовлетворение от совершения «хороших» поступков и чувство угрызения от «плохих»;
  • Обладающий внутренней позицией школьника – характеризующийся новым отношением к среде, которое проявляется в стремлении заниматься учением в школе как серьёзным видом общественно-полезной деятельности и стремлении соответствовать ожиданиям и требованиям значимым для него взрослым;
  • Социализированный – владеющий необходимыми для его возраста знаниями, умениями и навыками (в том числе и коммуникативными), обеспечивающими его адаптацию в обществе на данном возрастном этапе;
  • Бережно относящийся ко всему живому – понимающий ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к растениям, животным, птицам и др.;
  • Имеющий представление о своём и чужом (собственности человека) – не берущий без спроса чужие вещи;
  • Любящий и уважающий родителей (близких людей) – с теплом и вниманием относящийся к родителям и близким людям, посильно помогающий им;
  • Уважающий старших и помогающий слабым – проявляющий воспитанность по отношению к старшим, не обижающий маленьких и слабых, помогающий им.

 Планируемые результаты освоения Программы МДОУ

 

 

 

  

Интегративные качества ребёнка

 

 

В чём проявляются

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Достижение максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учётом индивидуальных особенностей);

Сформированность основных физических качеств, потребности в двигательной деятельности;

Самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур, соблюдение элементарных правил здорового образа жизни

 

Любознательный, активный

Интерес к новому, неизвестному в окружающем мире (мир предметов и вещей, мир отношений, свой внутренний мир);

Любовь к экспериментированию;

Способность самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), обращение в случае затруднений за помощью к взрослому;

Живое, заинтересованное участие в образовательном процессе

 

Эмоционально-отзывчивый

Отклик на эмоции близких людей и друзей, сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов

Эмоциональная реакция на произведения искусства, мир природы

 

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Адекватное использование вербальных и невербальных средств общения, владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (распределение действий при сотрудничестве и др.);

Изменение стиля общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации

 

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;

Способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

Соблюдение правил поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и т.д.)

 

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Самостоятельное применение усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и самим ребёнком;

Преобразование в зависимости от ситуации способов решения задач (проблем);

Предложение собственного замысла и воплощение его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

Ребёнок имеет представление:

О себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу;

О составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

Об обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своём месте в нём;

О государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему;

О мире (планете Земля. Многообразии стран и государств, о населении, природе планеты)

 

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Умение работать по правилу и образцу;

Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции

Овладевший необходимыми умениями и навыками

Сформированность умений и навыков (речевых, изобразительных, музыкальных, конструктивных и др.), необходимых для осуществления различных видов детской деятельности

 

 

 Педагоги МДОУ при осуществлении системы мониторинга принимают во внимание то, что педагогическая оценка развития и актуального состояния ребёнка базируется на определённых принципах, требует соблюдения определённых правил, имеет свою технологию и ограничения:

 

 

 

Принципы педагогической оценки

Сущность принципа

Педагогическая оценка нацелена на помощь ребёнку в развитии

Цель педагога – оказать ребёнку помощь и поддержку в его стремлении узнать новое, сориентироваться в мире людей, вещей и природы, разобраться в себе;

Результаты оценки ни в коем случае не должны получать эмоциональную или этическую окраску;

На основе полученной информации родителям даются рекомендации о том. Как помочь ребёнку в его развитии (найти способ объяснения, наиболее понятный ребёнку, помочь ему включиться в привлекательную для него деятельность, техникой которой он ещё не владеет, удовлетворить его потребность в дополнительной информации, загадках, сказках, головоломках и т.п.).

 

Педагогическая оценка исходит из личности самого ребёнка

Результаты мониторинга сравниваются только с собственными достижениями ребёнка, недопустимо сравнивать их с результатами оценки других детей или с общими  представлениями об обычном ходе развития в зависимости от возраста. Социальной принадлежности или других внешних обстоятельств;

Каждый ребёнок имеет право на свой собственный, уникальный путь развития.

 

Педагогическая оценка отличается от психологической диагностики

Психологическая диагностика направлена на исследование различных психических функций ребёнка (внимания, памяти, вербального и невербального интеллекта и т.п.), а также сферы его личности; по результатам исследования делают вывод об уровне когнитивного и эмоционально-личностного развития ребёнка и о соответствии направления его развития нормальному (нормированному);

Психологические тесты стандартизированы, то есть проверены на большом количестве испытуемых, известны ограничения сферы их действия, способы обработки полученных данных и возможные варианты интерпретации результатов (возможные выводы);

Психолог делает выводы не только об уровне развития ребёнка на данный момент, но и об имеющихся у него потенциальных, пока ещё не использованных возможностях;

Педагогическая оценка значительно более свободна и основана на понимании поведения ребёнка, а не на его тестировании

 

Педагогическая оценка осуществляется в привычной для ребёнка обстановке

Наблюдения за поведением детей, особенностями их общения между собой и со взрослыми проводятся во время организованной образовательной деятельности, свободной игры или игры, организованной педагогом, прогулки или режимных моментов (воспитатель замечает (фиксирует) возникающие проблемы, отмечает состояние заинтересованности или скуки, увлечённости или отстранённости, радости или огорчения, фиксирует достижения каждого ребёнка и его реакцию на похвалу и т.п.);

Результаты наблюдений фиксируют в специальных регистрационных формах и используют для оказания ребёнку помощи в обучении и развитии, подбирая основные методы и подходы, организуя таким способом особый контекст развития;

Педагогическая оценка включает и специальные диагностические пробы, они направлены на выяснение некоторых специальных аспектов развития ребёнка (эмоциональный статус, самооценка и т.п.), которые также проводятся в привычной для ребёнка обстановке.

 

Педагогическая оценка развития ребёнка складывается из множества частных оценок

Для оценки общего уровня развития ребёнка необходимо оценивать различные сферы его развития: социальную, эмоциональную, коммуникативную, личностную, интеллектуальную и т.д. (развитие ребёнка представляет собой целостный процесс, уровень и направление развития в каждой из сфер не могут рассматриваться изолированно, так как эти сферы связаны между собой и оказывают влияние друг на друга);

Важно получать информацию о развитии ребёнка от родителей, анализировать данные о социальном статусе семьи, об атмосфере в семье и т.п.;

Целесообразно повторять наблюдения, проводить регулярное анкетирование родителей, результат одного наблюдения может быть необъективным и зависеть от таких факторов, как настроение ребёнка, его усталость, желание заняться чем-то другим, внешняя ситуация и т.д.;

Воспитателя должны интересовать не просто поведение ребёнка в группе, но и его мотивы, установки (личностные устремления и предрасположенности), ход его мысли и т.д.

 

 

 Педагогическая оценка развития и актуального состояния ребёнка включает в себя: сбор информации, регистрацию полученных данных, интерпретацию полученных результатов.

 

Компоненты, методы

Содержание (рекомендации)

Сбор информации

Осуществляется при помощи определённых методов – систематического структурированного наблюдения, получения от детей ответов, сохранения продукта детской деятельности; бесед с родителями и обследования условий жизни ребёнка в семье

Метод структурированного наблюдения

Применяется для решения определённой педагогической задачи, касающейся одного ребёнка или группы детей;

Выбрав конкретную цель, воспитатель может направить своё внимание: на поведение ребёнка (детей) вообще. На некоторые способы его (их) действий (реакцию на конфликт, стиль мышления, поведение в различных типах коммуникации и др.); на определённые ситуации, на прогресс в развитии ребёнка (детей)

Метод получения ответов от детей

Необходимо дать детям возможность отвечать различными способами, не требовать от них только одной формулировки ответа, которую педагог считает единственно правильной;

Задавая вопрос, необходимо быть уверенным, что дети его действительно поняли

 

Метод сохранения продуктов детской деятельности (рисунков, поделок и т.п.)

На основании того, что сделал ребёнок, педагог может судить и о его актуальном состоянии, о его интересах, предпочтениях, уровне владения определёнными техническими навыками, о свободе самовыражения, его опыте и др.

 

Регистрация полученных данных (результаты проб и наблюдений)

На каждого ребёнка заводится индивидуальная карта развития;

Необходимо быть объективным при регистрации наблюдений (на оценку воспитателя могут влиять его установки, предварительная информация о ребёнке, общие предпочтения и предубеждения)

 

Интерпретация полученных данных (процесс анализа полученных данных и выведение из них определённого заключения)

Важно сопоставлять результаты, полученные различными методами в разных видах деятельности и относящиеся к различным сферам личности ребёнка (интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, социальной, сфере развития самооценки, представления о себе, уверенности в себе);

Необходимо принимать во внимание только закономерность

 

Таким образом, педагогическая оценка развития и актуального состояния ребёнка является основой педагогического процесса МДОУ, потому что она:
- позволяет выстраивать процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребёнка и группы в целом;
- даёт педагогам возможность творчески подходить к обучению и воспитанию ребёнка, обеспечивая ему эмоциональный комфорт и создавая условия для наиболее эффективного личностного и интеллектуального роста (необходимость импровизации и изменения привычных способов действия).